Одежда·

Мы сходили на выставку ар-деко в Эрмитаже и кое-что поняли

Мы сходили на выставку ар-деко в Эрмитаже и кое-что поняли

Изображения: Rawpixel.com — shutterstock.com, My812, Georges Lepape

Аватар автора Наташа Ковалева
Наташа Ковалева

В редакции с самого начала — с 2023 года. Пишу о нарядной одежде, собираю платья месяца и провожу fashion-расследования. Одержима ярко-голубым цветом

Среднестатистический современный гардероб сформировали революционные 1920‑е годы. Не верите? Мы докажем: в этой серии материалов вы узнаете, какие популярные в 2020-х предметы и элементы одежды появились в разных странах столетие назад. Первый выпуск — про Соединенные Штаты Америки, воспевшие и распространившие эстетику «ревущих двадцатых».

Идея этого материала возникла у нас за пару недель до открытия в Петербурге выставки «Упакованные грезы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева», посвященной моде 1920-х — начала 1930-х годов. Мы дождались открытия, сходили и поняли: мы буквально носим правнуков тех платьев, туфель и сумочек, что показывают сейчас в Эрмитаже. Этой преемственности и посвящен материал.

Для начала: что вообще происходило в США в 1920-х годах?

Много всего, но вот самое важное в контексте моды и образа жизни.

Синтетические материалы и конвейерное производство. Первая мировая война изменила экономику в начале 20-го века так же, как пандемия коронавируса — в 21-м веке. Произошел прорыв в развитии технологий, в том числе химических, наладился выпуск искусственных материалов (например, дебютировали вискоза и ацетат), а вместе с развитием конвейерного производства многие желанные предметы быта стали доступнее для населения — вот они, первые звоночки появления массмаркета.

Слово десятилетия — «эмансипация». В 1920 году женщины в США получили избирательное право, начали или продолжили работать, водить машины, расцвела культура флэпперов — так называли самых ярких и эмансипированных девушек. Сейчас бы они работали с ИИ, снимали рилсы или поднимали третий раунд инвестиций для своего стартапа.

Веселый и красивый быт. Поход в кино или на джазовую вечеринку в подпольный бар — лучший вариант досуга. Путешествия становятся доступнее с Aviasales, спорт — в моде (в 1896-м возродили Олимпийские игры). В искусстве набирает силу стиль ар-деко — он пришел из Франции и после парижской выставки 1925 года быстро распространился по миру. В США его особенно полюбили архитекторы и коммерческие дизайнеры: геометрия, блестящие поверхности и ощущение скорости идеально подходили эпохе джаза и рекламы.

Обложка Vogue, май-1925. Актриса Коллин Мур, 1924. Танцовщица Жозефина Бейкер, 1927. Изображения: Georges Lepape, Library of Congress, Lucien Walery / Library of Congress

Что насчет моды в это время?

Селебрити. Появляются первые иконы стиля  — голливудские кинодивы, например Грета Гарбо, Коллин Мур, Глория Свенсон, Луиза Брукс.

Глянец. Расцветает фешен-пресса — в 1921 году запустился L’Officiel, в 1922-м — Vogue, невероятно популярен Harper’s Bazaar.

Дюпы. Конвейерное производство делает доступным дешевые аналоги дизайнерских вещей (и за 100 лет ничего не изменилось!).

Существующая одежда резко оказалась не просто немодной, она не отражала изменившийся стиль жизни американцев и в особенности — американок.

Мы выбрали 9 новаторских для 1920-х годов элементов одежды (и не только), которые появились в это время в США и остались актуальными к 2020-м: ниже вы найдете их название, описание и примеры того, как они выглядят сейчас.

Когда вы будете встречать в тексте имена европейских дизайнеров, не удивляйтесь: все топовые кутюрье жили в Европе, но именно в США (меньше пострадавших от войны) были деньги и аудитория, которая покупала и носила их произведения.

Актриса Элис Джойс в платье прямого силуэта с заниженной талией, 1927. Одежда из трикотажа Жана Пату, 1929. Теннисистка Сюзанн Лэнглэн на обложке журнала Femina, 1924. Изображения: Library of Congress, Patou, Bibliotheque Nationale de France

Flapper Dress — прямой силуэт и заниженная талия

После Первой мировой войны силуэт женской одежды упростился до неприличия: исчезли даже намеки на талию, оголились плечи и декольте, длина поднялась сначала до щиколотки, потом до голени, а во второй половине десятилетия (шок!) — до колена.

Сегодня кажется, что заниженная талия — следствие тех же событий, но технически эти два элемента появились отдельно. Талия на бедрах (но с пышной юбкой!) в 1914 году впервые появилась у Жанны Ланван, в 1916-м — у Коко Шанель, а в первой трети 1920-х годов уже не спускалась ниже топ-5 в списке главных трендов десятилетия.

А теперь посмотрите на современные платья с теми же приемами — это прямые наследники моды столетней давности.

Плиссированная теннисная юбка

Теннискору 2020-х мы обязаны дизайнеру Жану Пату — белую юбку в складку он придумал для Зендеи того времени: теннисистка Сюзанн Лэнглэн выиграла в ней Уимблдон в 1919-м. После такой фешен-бомбы плиссированные юбки вошли в моду и особенно полюбились американкам — вместе с полосатым джемпером они стали для модной молодежи тем же, чем трикотажные костюмы для путешественников 2010-х, — базовой униформой.

Одежда из трикотажа (и это не свитеры!)

В 1920-х сразу у нескольких дизайнеров-трендсеттеров появилась одежда из трикотажа (до этого он ассоциировался только с носками и нижним бельем):

  • Эльза Скьяпарелли — специализировалась на трикотаже, ее хит — свитер с бантом спереди;
  • Коко Шанель освоила трикотажные платья, жакеты и костюмы на уровне, близком к совершенству;
  • Жан Пату подарил миру женский кардиган (тот самый, что шел в пару к юбке для Сюзанн Лэнглэн).

Почему трикотаж стал популярен в Америке? Он соответствовал новому стилю и активному образу жизни, в котором есть спорт и путешествия, и оказался легким в уходе.

Актриса Норма Толмадж в платье, декорированном бисером, 1929. Иллюстрация к рекламе купальника Jantzen, 1920. Реклама бюстгальтера Maidenform, 1929. Изображения: Library of Congress, Jantzen, Maidenform

Декор из пайеток, бисера, стекляруса

Вот почему одежда заблестела именно в это десятилетие:

  • на арену вышли синтетические материалы;
  • эстетики и «-коры» сменялись медленнее, а самыми яркими из них были русский (спасибо «Русским сезонам» Дягилева), египетский (отправляем привет Говарду Картеру прямо в открытую им гробницу Тутанхамона) и восточный (наше почтение эффектным танцовщицам Иде Рубинштейн и Жозефине Бейкер) стили;
  • если бы стиль ар-деко был человеком, в его ДНК точно нашли бы милли- и микроблестки;
  • без пары сотен блесток на вечеринку было не пройти — джазовые танцы обязывали сверкать.

Слитный купальник

Современный закрытый купальник столетие назад был «голой» одеждой: в США даже работала пляжная полиция, которая следила за степенью открытости купальных костюмов. Но уже в 1921 году такая модель утвердилась в статусе фешен-мастхэва, когда слитный купальник бренда Jantzen появился на обложках Vogue и Life.

Почему мы вообще говорим об этом: виноваты уже упомянутые эмансипация и мода на спорт, а с ней — и на загар. Не последнюю роль тут сыграла американская селебрити-пара, запустившая моду на пляжные вечеринки, — Жерар и Сара Мерфи с их французской виллой «Америка» были кем-то вроде Тимоти Шаламе и Кайли Дженнер для отогревающейся после войны Европы.

Бюстгальтер

Сочетание 75B вам о чем-нибудь говорит? История современного лифа началась с носовых платков — именно из них американка Мэри Фелпс сшила в 1914 году первый прототип — и запатентовала его как Backless Brassiere. В 1922 году братья Уорнер выкупили у нее патент и запустили массовое производство бра. Также в 1922 году модельер Ида Розенталь основала в США стартап  — и назвала его Maidenform, и именно она разработала для бюстгальтеров размерную сетку, которой все еще пользуются большинство производителей нижнего белья.

Реклама чулок Holeproof Hosiery, 1922 год. Визажист Макс Фактор, 1920. Вечерние туфли с Т-образным ремешком из коллекции Метрополитен-музея, 1920—1925. Изображения: Holeproof Hosiery, Max Factor, The Metropolitan Museum of Art

Заметные чулки

Чулки, конечно же, появились намного раньше 1920-х, но полноценным элементом образа они стали только в этот период — из-за стремительного по историческим меркам уменьшения длины платья и появления искусственного шелка. Спрос растет по двум направлениям: из-за моды на загорелое тело — все скупают золотисто-телесные чулки (за которые, кстати, вас и в 2025 году уже не арестует фешен-полиция), а из-за популярности ночных клубов, танцев и экстравагантных флэпперских нарядов — на цветные и декорированные чулки.

Туфли с Т-образным ремешком

Если вам кажется, что век назад американки только и делали, что танцевали, то вам не кажется: популярные сегодня туфли T-strap тоже связаны с активным движением под музыку — такие туфли физически не могут слететь с ноги. Если не изобретателем, то как минимум популяризатором Т-образного ремешка называют Сальваторе Феррагамо: в своем голливудском ателье The Hollywood Boot Shop он вручную «обувал» всех инфлюенсеров.

Тональный крем

Голливудский визажист художник по гриму Макс Фактор (Максимилиан Факторович) изобрел тональный крем в 1914 году. Как раз к 1920-м американские it-girls оценили его функциональность: у крема было сразу 12 разных оттенков, в отличие от грима, его можно было нанести тончайшим слоем и он не высыхал на коже как глиняная маска.

Выбрать эти 9 «американских» пунктов было довольно сложно — например, за бортом остался крой по косой, которым отличаются самые удачные бельевые юбки и платья, шляпка клош (и ее современная версия — панама) и другие детали, но почти все они относятся к женскому гардеробу. Как этот же исторический период в моде изменил мужскую одежду — мы расскажем в следующем выпуске об Италии 1920-х.