Архитекторы — о любимых рабочих инструментах
Фотография: личный архив
Селебрити-продюсер Медиа Долями
В рубрике «Рабочее место» мы спрашиваем людей разных профессий о вещах, которыми они пользуются в работе каждый день.
Мы уже показывали рабочие места фотографов, дизайнеров одежды, режиссеров, актеров, музыкантов и других профессионалов. Сегодня расскажем о мастхэвах архитекторов.
Дисклеймер: нескольких вещей в этом списке нет в свободной продаже в России, но их можно найти на ресейл-платформах или заказать с доставкой через байера.
Михаил Разумовский
Архитектор, основатель и управляющий партнер архитектурного бюро
Калька. Любой проект начинается с размышления, набросков, эскизов. На протяжении всей работы решения проверяются, корректируются и уточняются. Для этих поисков калька всегда под рукой. Накладываю ее на чертеж и придумываю разные варианты планировки или фасадов.
Линеры. Архитектору зачастую легче и быстрее объяснить идею не словами, а наброском. Движение линера, ручки, карандаша по бумаге — продолжение его мысли. Здесь можно вспомнить книгу финского архитектора Юхани Палласмаа «Мыслящая рука». Размышления автора о процессе творчества и связи рук с сознанием нам очень созвучны, и мы стараемся сохранить это в работе.
Линейка. Наши проекты существуют в реальном пространстве и часто затрагивают исторические здания и объекты. Поэтому решения необходимо вписывать, соотносить с реальностью и всегда проверять их на соразмерность человеку. Рулеткой можно обмерить здание, а линейкой — его элемент: допустим, кладку кирпича. Это нужно, чтобы узнать время постройки объекта.
Блокнот. Необходимость записать мысль или, наоборот, вернуться к ней может застать в любой момент. Поэтому всегда ношу блокнот с собой.
Книги и журналы. Насмотренность, тезаурус и объем культурной памяти — очень важные аспекты для архитектора. Во многом они определяют архитектурное высказывание. Книги, монографии и журналы — то, что всегда рядом и служит источником вдохновения.
Колонка. Музыка — еще один источник вдохновения. Иногда под конец рабочего дня или недели включаем колонку и всем бюро слушаем плейлист или концерт.
Термокружка. Мой рабочий день довольно непредсказуем — могу застрять на стройке, встрече или мозговом штурме по проекту. Иногда вдохновение приходит ближе к вечеру, и я буду сидеть над задачей до ночи. Горячий кофе или чай в термокружке помогает быть в фокусе.
Ольга Трейвас
Архитектор, художник, дизайнер, основатель
Хрустальная ваза. Задумка серии «Времена года» появилась еще во время пандемии: в виртуальной реальности заново осознаешь ценность ремесла и радость, которую дарят самые простые вещи. Эти объекты как раз сочетают в себе простоту начальной формы и сложность хрустальной грани, которая выполнена мастерами-алмазчиками вручную. Серию «Времена года» я называю «хрустальный брутализм» — материал здесь приобретает парадоксальную монументальность, традиционно в него не заложенную. С момента запуска в 2021 году мы сделали несколько тиражей, так что вазы всегда со мной — я тактильно привязана к ним.
Книга Николая Малинина. Основательный труд архитектурного критика и куратора премии «Архивуд» про современную деревянную архитектуру. Книга настольная, потому что это постоянный источник вдохновения: в бюро мы много работаем с деревом, экспериментируем с разными породами и техниками, в том числе исследуем традиционное искусство резьбы. Отдельное удовольствие — хлесткий и самобытный язык Николая Малинина. Рекомендую!
Блокнот. Не скажу ничего нового: какими бы совершенными ни были программы для архитекторов, любой проект все равно начинается в блокноте. Клеточки и линейки помогают привести мысли в порядок, но для творческих задач я предпочитаю линовку в точку — идеальный баланс порядка и хаоса.
Карандаш. Вдогонку к блокноту — незаменимый карандаш Muji. Всегда прошу друзей привезти мне его из поездок. Нравится гипертрофированная, немного «мультяшная» форма карандаша — его удобно и приятно держать в руках.
Чехол для ноутбука. Когда ноутбук — основной рабочий инструмент, то и чехол хочется подобрать соответствующий! Узнаваемое плетение Bottega Venetta как раз иллюстрирует мой любимый подход к дизайну — традиционное, старинное ремесло в основе современных вещей.
Плед. Его придумала
Плед 22millimeters
Табурет. Я живу и работаю в Сан-Паулу — город дает очень много идей и пищи для размышлений. Не перестаю восхищаться тем, как бразильские дизайнеры работают с деревом. Здесь много пород, которые невозможно найти в России, но дело не только в материале. Эти табуреты Серджио Родригеса интригуют ясностью формы и «непростой» простотой. Референсом был табурет бразильских доярок, а в результате получилось произведение искусства.
Табурет Sergio Rodrigues
Книга Виктории Базоевой. На озеленение квартиры меня вдохновила книга «Ботанический заговор» — после нее покупка первого растения не заставила себя ждать. С тех пор стремлюсь к тому, чтобы иметь пару-тройку растений на своем рабочем месте, где бы я ни находилась. Но и от сада не откажусь!
Пабло Джонаттан Пухно Бермео
Основатель архитектурного бюро
Книги по архитектуре. У нас в офисе собрана большая коллекция самых разных изданий. Наши фавориты — яркие книги издательства Strelka.
Книга «Язык городов», Деян Суджич
Палитра. На каждом столе обязательно лежит веер RAL Classic — это самая популярная цветовая палитра в мире. Для архитектора — мастхэв.
Журналы. По офису разбросаны иностранные журналы для вдохновения. Мы заказываем их в Lebigmag.
Блокнот для заметок. Сейчас мой фаворит — блокнот Thinkme, который мы выпустили для архитектурной премии Next 2024. Я и моя команда пользуемся им постоянно. Он подходит для заметок и быстрых набросков.
Картина. На рабочем столе и вокруг него всегда висит современное искусство. Без молодых художников не бывает молодой и драйвовой архитектуры. Сейчас у меня есть одна работа
Картина «Без названия»
Художник: Гриша
Макеты. Сейчас у меня на столе стоит реконструкция средневекового замка в Хорватии. Мы создали этот макет для наших друзей, основателей проекта «Батон». Мне нравится, что реализованные проекты можно всегда держать под рукой в мини-копии. Это вдохновляет и заряжает — сразу видишь, что работаешь не зря.
Макет реконструкции средневекового замка в Хорватии
Тимур Каримов
Архитектор
Сейчас архитекторы все чаще работают за компьютером, а я — руками, глазами и карандашом, в той же парадигме, что и мои предшественники. Мне так проще. Оказалось, что это весьма востребовано заказчиками.
Я занимаюсь проектами частных домов. Больше всего мне нравится работать со средним метражом — 250—300 метров. Я не просто рисую проектные чертежи, а заточен на реализацию дома со всеми задуманными мною деталями. Ведь именно они делают архитектуру законченной.
Что касается рабочего места, то я, конечно, езжу на стройки, но в основном провожу время в мастерской. Книги, инструменты, даже вид из окна и высота потолка — это среда, в которой максимально комфортно работать.
Сметка для ластика. Компания Faber-Castell выпускает инструменты для инженеров, архитекторов и художников. Эту профессиональную мягкую щетку приятно держать в руках, что немаловажно: вещи должны радовать, приносить эстетическое удовольствие. Я черчу и смахиваю крошки от ластика этой щеткой — она с натуральной щетиной, поэтому не пачкает рабочую поверхность.
Держатель и карандаш. У меня самый простой держатель — он позволяет использовать карандаш до конца, пока тот не станет коротышом. Хорошими карандашами хочется пользоваться дольше. Предпочитаю фирму Koh-I-Noor — проверенная, с большой историей, знакомая еще с Советского Союза. В этих карандашах мне нравится хорошо центрированный стержень, нужная твердость и равномерность.
Ластик. Все инструменты должны идеально сочетаться. Этот ластик мягкий и приятной формы. Плюс он хорошо стирает, не оставляет следов и легко смахивается щеточкой.
Рейсшина. Один из моих основных инструментов — немецкая роликовая рейсшина, что-то вроде линейки. Я рисую руками, но все равно ею пользуюсь. Она сделана из хорошего пластика, ровно катается по столу, позволяет проводить вспомогательные параллельные линии и мерить углы.
Рейсшина M+R
Капиллярная ручка. Перепробовал много разных моделей и остановился на этой профессиональной ручке для туши. Абсолютно не пачкает, тут же впитывается и сохраняет контрастность. Ею удобно рисовать под разными углами. Единственный минус — она одноразовая.
Бумага. Для простой работы годится самая обычная офисная бумага плотностью 80 г. Ее не жалко, так как расход большой и она отправится в макулатуру. Начисто рисую на более плотной бумаге — 100—120 г.
Рулетка. Архитектор и рулетка неразрывны. На стройке чаще пользуюсь Makita, она всегда лежит в сумке.
Книги по архитектуре. Мне нравятся книги, в которых архитекторы делятся наработками, — ими можно вдохновляться, изучать, перенимать чужой опыт. Раньше во многих книгах были чертежи, объекты, планы, детали — все было наглядно. Сейчас чаще напечатаны просто красивые фотографии для широких масс. Это стало тенденцией, и мало коллег делится опытом. Поэтому я работаю над книгой, которой мне самому не хватает. У меня накопилось много наработок. Надеюсь, это будет востребовано, потому что мои материалы сможет переработать любой архитектор. Моя книга «Рабочие эскизы» будет в продаже с 16 апреля.
Книга Building Details, Frank M. Snyder
Книга A Monograph of the Work of Mellor, Meigs & Howe, Owen Wister
Сканер. Относительно простой, но для меня очень важный. Я работаю с черно-белой графикой, и его вполне достаточно. Все свои рисунки сканирую и либо печатаю, либо масштабирую.
Сканер Mustek
Кофемашина. Не представляю рабочий день без кофе. Пью его три раза в день, поэтому без кофемашины никак. До этого пил какой-то простой молотый, а потом, приехав к брату домой, попробовал кофе из этой кофемашины — и купил себе такую же.
Дарья Белякова
Архитектор, основатель архитектурного бюро
Стаканы. Матовый фарфор — довольно редкое явление. Такие стаканы приятно держать в руке. Я пью из них американо, эспрессо и чай. Набор эстетично выглядит в любом пространстве.
Кофемашина. Ее мне передала мама. Это одна из первых кофемашин в нашем доме, поэтому особенно ценная. Она ассоциируется с чем-то очень приятным, семейным.
Блокнот. Всегда ношу его с собой. Меня редко можно встретить без блокнота, даже в выходной день. На любой встрече, когда речь заходит о чем-то интересном, творческом и важном, стараюсь записывать все от руки. Никогда не делаю заметки в телефоне без крайней необходимости из уважения к собеседнику.
Альбом. Со временем я поняла, что одного блокнота мне недостаточно. Заметки по коротким рабочим встречам записываю на больших тонких листах А3. К выбору подхожу очень избирательно. Сейчас у меня уже собралась коллекция любимых альбомов, которые отличаются бумагой, оттенком и форматом.
Свечи. Свечи Archipélago меня очень радуют, потому что это первый предмет декора, который мы выпустили. Надеюсь, впереди будет еще много.
Антон Бондаренко
Главный архитектор и партнер
Скетчбук. Мне, как архитектору, удобно видеть белое на черном, поэтому пользуюсь скетчбуком с черными страницами. Кроме того, я левша и мне удобно его перелистывать. У скетчбука плотные страницы, почти картонные — на них удобно рисовать эскизы.
Белый линер. Когда рисуешь эскиз не простым карандашом на бумаге, а линером с непривычными светлыми чернилами на темном фоне, это выглядит необычно — такой простой способ пробудить фантазию. Линеры храню в косметичке из набора косметики Zielinski & Rozen. Чехол дарит ощущение домашнего уюта, даже если взять его с собой в офис.
Планшет. Иногда на рабочем месте мне мало одного экрана, поэтому пользуюсь планшетом. С него даже удобнее подключаться к созвонам.
Парфюм. Конечно, я не пользуюсь им во время работы, но он повышает настроение и мотивацию в течение дня. Флакон стоит на рабочем столе, чтобы не забыть пшикнуться перед выходом из квартиры.
Фоторамка. В нее вставлено фото моей дочери. Рамка стоит на столе и напоминает о семейной теплоте, о чем-то хрупком.
Орхидея. Это, скорее, временный предмет — в основном растение стоит в фитошкафу. Но в период активного цветения ставлю орхидею на стол, чтобы любоваться и вдохновляться.
Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.