Одежда·

Гонки снова в тренде! Какие вещи выпускает «Формула-1» и при чем тут Брэд Питт

Гонки снова в тренде! Какие вещи выпускает «Формула-1» и при чем тут Брэд Питт

Изображения: Puma, Balenciaga, Gillfoto / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)

Аватар автора Валерия Ли
Валерия Ли

Теннисный редактор Спортса’‘ и автор телеграм-канала о моде и поп-культуре nondescript

С конца 2010-х беспрецедентный всплеск популярности переживает «Формула-1», прогретая успешным нетфликсным документальным сериалом «Драйв выживания» (продлен на 8‑й сезон), многочисленными дизайнерскими коллаборациями и, наконец, выходом спортивной драмы F1 с Брэдом Питтом в роли харизматичного пилота, когда-то гонявшего против Сенны и Шумахера.

Редактор «Спортса» и энтузиастка моды Лера Ли специально для «Мало того» изучила корни феномена и нашла вариации на его тему в российских магазинах.

На пороге 75-летия «Формула-1» выплеснулась на подиумы, в Vogue и магазины

Сегодня этапы Гран-при «Формулы-1» все больше обретают светское измерение, привлекая селебрити на манер финала Уимблдона: примерно у каждого из ведущих пилотов есть персональный фешен-контракт. Льюис Хэмилтон — самый медийный гонщик в мире и большой любитель нарядиться — в 2025 был соведущим Met Gala, главной тусовки модной индустрии.

Мода, конечно, быстро уловила растущую релевантность автогонок и вернула на подиумы гоночную эстетику: спецодежные панельные конструкции, нашивки-логотипы, молнии, неон и блоки цвета, светоотражающие элементы.

Фотографии: Balenciaga, Marine Serre, Louis Vuitton

За 2020‑е визуальные коды из автоспорта засветились в коллекциях брендов разной степени авангардности. От Louis Vuitton, Diesel, Balenciaga, Junya Watanabe и Marine Serre до классических Dior (перчатки в духе гоночной экипировки с подиума осень-2022) и даже Chanel (круизная коллекция — 2023 отсылала к гонкам комбинезонами, шлемами в руках моделей, принтом болида на футболке). При желании влияние автоспорта можно увидеть также в силуэтном платье Loewe (осень-2022) и воспроизводящей бэтмобиль сумке Lanvin (весна-2022).

Ferrari тем временем масштабировались от мерча и лицензионной продукции до полноценной модной линии и в 2024-м запомнились собственной сумкой-машиной — клатчем в форме суперкара Daytona SP3. В том же году итальянский Vogue вышел с кавер-стори о «Формуле-1», для которой Ирина Шейк снялась с пилотами Шарлем Леклером и Карлосом Сайнсом.

Puma — один из исторических партнеров F1: первым автоспортивным амбассадором бренда был гонщик Штефан Беллоф еще в 1980-е. В 21-м веке компания сотрудничала с разными командами, а с 2024-го выступает официальным поставщиком чемпионата. Креативным директором партнерства стал рэпер Асап Роки, и под его началом только в этом году вышли коллекции по мотивам «Драйва выживания» и к 75-летию «Формулы-1».

Оригинальный гоночный стиль сделали популярным иконы Голливуда

Даже если конкретно «Формула-1» до сих пор не бывала в топе глобальных культурных трендов, визуальная палитра автогонок просачивалась в масскульт и раньше. Еще в 1950—1960‑е американские актеры Джеймс Дин и Стив Маккуин, увлекавшиеся гонками, сделали темы скорости и риска метафорами маскулинности. Дин в итоге погиб за рулем спортивного Porsche по пути на гонки, а Маккуин участвовал в соревнованиях разного класса и снялся в фильме «Ле-Ман» (1971) об одноименном Гран-при. Позднее 11-кратный номинант на «Оскар» Пол Ньюман финишировал в нем вторым и вообще сделал неплохую гоночную карьеру.

Пол Ньюман. Фото: Public Domain

Примерно тогда же пилот «Формулы-1» Джеймс Хант стал первым автоспортивным инфлюенсером, прославившись стилем, ассоциацией с брендами и разгульностью. Постоянные атрибуты известных гонщиков — кожаные куртки, очки (оправа Persol 714 даже получила имя Маккуина), безупречно сидящие белые футболки, перчатки с открытыми пальцами, комбинезоны — иконизировались и стали считываться сначала как униформа магнетических мужчин, а потом и как самостоятельный стиль.

Канонический способ ненавязчиво обозначить принадлежность к чему-либо — аксессуары. И для гоночного стиля это работает идеально. Классические солнцезащитные очки, наручные часы индустриального дизайна с хронографами и другие штрихи к образу подойдут тем, кто любит аккуратные акценты.

Benetton и Тьерри Мюглер шли, чтобы McLaren побежал

В 1980‑е взаимопроникновение автоспорта и моды стало буквальным: итальянский бренд Benetton начал спонсировать команду «Формулы-1» (1983) и раскрасил болид мазками ярких красок, а знаковый дизайнер десятилетия Тьерри Мюглер не раз пускал на подиум вещи, вдохновленные автомобилестроением, — платье, имитирующее переднюю панель машины (1989), бюстье, воспроизводящее мотоциклетную раму (1991).

Британская конюшня McLaren исследовала потенциал качественных фешен-коллабораций еще более 10 лет назад, когда единовременно выпустила сразу три коллекции, вдохновленные своим наследием. С тех пор команда совмещает партнерства с брендами с выверенным визуальным стилем вроде Rhude и Period Correct и более доступными типа Castore, Levi’s и Reiss.

В 21-м веке гоночную эстетику снова нормализовала поп-культура

За следующие полтора десятилетия гоночный стиль окончательно проник в модный мейнстрим на волне звездности пилотов «Формулы-1» Айртона Сенны и Михаэля Шумахера, гонщика NASCAR Джеффа Гордона. Он стал универсально узнаваем благодаря серии памятных поп-культурных моментов вроде сцены из «Ангелов Чарли» (2000), оригинальных мотоциклисток Chanel Карла Лагерфельда (2001), рождения франшизы «Тачки» (2006) и мотоциклетной куртки молодой Виктории Бекхэм (которую в 2024-м показательно надела ее невестка Никола Пельтц).

Кадр из фильма «Ангелы Чарли». Фотография: Columbia Pictures

Эстетика, когда-то воспринимавшаяся как косплей и фешен-аттракцион, в 21-м веке перестала прямо ассоциироваться со спортом и спецодеждой и, как джинсы или французская рабочая куртка, стала классикой. Так, знаменитые «горящие» босоножки Prada 2012 года показали это наглядно: с языками пламени и силуэтом ретроавто они очевидно отсылали к автокультуре, но эта отсылка уже почти не считывалась — настолько прочно гонки слились с массовой модой.

Персональные и командные партнерства с мейнстримными модными брендами в F1 сейчас уже так распространены, что у энтузиастов гоночного стиля есть выбор: Хэмилтон × Dior (представили вторую капсулу две недели назад), Леклер × Ferrari (представили первую два месяца назад) или, например, команда Red Bull Racing × Hugo Boss, снявшие в кампейне пилота RB Юки Цуноду.

Возвращение акцентированной гоночной эстетики в моду 2020-х подтверждает ее гибкость и универсальность. Визуальный язык автоспорта работает не только на Гран-при «Формулы-1», в соцсетях Леклера или на подиуме, но и в повседневной жизни: через блестящие ткани, графичные вставки, яркие нашивки, плотно сидящие топы, очки, перчатки. Автокультура стала стилистическим словарем, доступным каждому. На фоне нового витка популярности «Формулы-1» этот словарь снова в активном употреблении.

Томми Хилфигер с юности увлекался автогонками и с начала 1990-х интегрировал эстетику F1 в моду через партнерства своего бренда с командами и капсульные коллекции. В разное время Tommy Hilfiger сотрудничали с Lotus, Ferrari и Mercedes-AMG, а позже выпускали совместные линии с Льюисом Хэмилтоном и Awake NY. Этим летом они выпустили коллекцию гоночной формы из фильма «Формула-1» — в кампейне снялся актер Демсон Идрис, который носил ее на экране как пилот вымышленной команды APXGP.