Вы заметили, как похудели ваши кроссовки? Разбираем скинни-кеды с налетом ретро — главный сникер-феномен 2025 года
Изображения: Maison Margiela Sprinters, Befree, Salamander, Love Republic
Пишу о мужской одежде и кроссовках для всех. Отвечаю за духоту в редакции с 2023 года
Скинни-подошва и ретросилуэт — главные признаки всех коммерчески успешных кроссовок 2025 года. Этот разворот к аскетизму произошел не на пустом месте, а после десятилетий доминации кроссовок-монстров на огромной подошве. И за тем, как это происходило, очень интересно наблюдать!
Мы отследили эволюцию кроссовочной подошвы в 20-м и 21-м веках, снова уперлись в adidas Samba и собрали 10 свежих моделей, которые рвут рынок прямо сейчас.
Как весь 20‑й век кроссовки становились все толще и толще
Если заглянуть в самое начало эры кроссовок, станет очевиден глобальный тренд — подошва спортивной обуви, изначально не очень-то массивная, весь 20‑й век только увеличивалась. Пик этих изменений пришелся на 1990-е, когда ключевые бренды индустрии выпускали свои лучшие баскетбольные и беговые модели. Затем наступили относительно нейтральные 2000-е, на протяжении которых индустрия переваривала собственные достижения минувших десятилетий.
В середине 2010-х спокойствие нарушила эпидемия ugly shoes — спортивные и лайфстайл-бренды один за другим выпускали громоздкие кроссовки на здоровенной подошве. В негласном соревновании за звание самой монструозной пары с уверенным отрывом победили Balenciaga Triple S. Кроссовки мгновенно стали хитом и, кажется, были в гардеробе у каждого инфлюенсера. Успех Triple S и их присутствие буквально повсюду ознаменовали закат тренда на ugly shoes.
Как в 2020‑е произошел разворот к истокам
В конце 2010-х, на излете эры ugly shoes, бренды переключились на кроссовки с, если можно так выразиться, нормальной подошвой. А в начале 2020-х маятник и вовсе качнулся в обратную сторону. Усилиями маркетинг-команды adidas и инфлюенсеров по всему миру возник стихийный тренд на кроссовки adidas Samba (побольше узнать о феномене этой модели можно в нашем материале).
Пара с лаконичным верхом и непривычно тонкой по тем временам подошвой стала самым громким коммерческим хитом 2023—2024 годов, хотя за пару сезонов до этого была решительно никому не нужна: модель была в продаже задолго до бума и регулярно оставалась на полках магазинов вплоть до распродажи. Удовлетворить спрос и последовавший за ним дефицит adidas удалось только сейчас, когда интерес к модели уже угас.
Перенасыщение рынка новыми расцветками и коллаборациями на базе Samba подтолкнуло инфлюенсеров к поискам альтернативы. Крупные спортивные компании тут же спохватились и начали предлагать свои варианты: adidas погрузился в собственные архивы в надежде найти очередную жемчужину, а Puma выдала целый ряд образцовых пар в аналогичном винтажном стиле (Palermo, 5v5 и Club II Era). Тут же к ним присоединились бренды из массмаркета, среднего ценового сегмента и люкса.
Как обстоят дела в 2025 году
Сегодня интерес к Samba очевидно спал — ажиотажа и дефицита нет, модель практически любого цвета и размера можно спокойно купить даже в России. Но вот успех пары не прошел бесследно. Samba задали сразу два тренда для всей индустрии — на минималистичный дизайн в винтажном стиле и на тонкие подошвы.
С первым направлением все понятно: аккуратные и лаконичные кроссовки легко встраиваются в ряд с большими трендами — от old money до интеллектуального минимализма. Второе же, напротив, вызывает интерес и заслуживает пристального рассмотрения.
Когда к «спортивному» тренду подключаются модные дизайнеры (вспомним Balenciaga), тренд обречен на грандиозный успех. В случае с бумом скинни-кроссовок благодарить стоит Dries Van Noten,
Обувь на тонкой-тонкой подошве, вероятно, не самая удобная и полезная с точки зрения ортопедии, но точно эффектная и актуальная прямо сейчас. Посмотрим, сколько проживет этот тренд, наша ставка — еще год.
Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.