Одежда·

Nike Air Force 1: самые желанные баскетбольные кроссовки

Nike Air Force 1: самые желанные баскетбольные кроссовки

Обложка: Nike Air Force

Аватар автора Григорий Мизурский
Григорий Мизурский

Собирает странные кроссовки, которые никому не нравятся. Отвечает за духоту в редакции.

В рубрике The Greatest of All Time мы рассказываем о культовых бьюти-средствах и предметах гардероба — лучших в своей категории.

Сегодня — история одной из самых узнаваемых и популярных пар американской марки.

Чем знамениты

Air Force 1 — это универсальные кроссовки, которые не выходят из моды уже 41 год. Они сочетают в себе стиль и функциональность — технологию амортизации Air. Их носят люди разных возрастов, культур и интересов. Air Force 1 постоянно выпускаются в новых цветах и дизайнах, а также в коллаборациях с известными марками, ретейлерами и музыкантами. А еще именно с них началась культура коллекционирования кроссовок.

Как появились

Модель Air Force 1 придумал Брюс Килгор. Nike выпустила первые «форсы» в 1982 году как обувь для баскетбола. Это была первая пара, которую компания сделала для этого вида спорта на воздушной подушке. Высокие кроссовки с ремешками на щиколотках были вдохновлены ботинками для хайкинга и выполнены в бело-серой расцветке.

До прихода Килгора в Nike прототипы баскетбольных кроссовок этой марки на воздушной подушке были настолько непривлекательными, что сотрудники посмеивались и сравнивали их с маскотом шин Michelin.

Уже в 1984 году Nike решила снять модель с производства, сделав ставку на более технологичные пары. Но оказалось, что на Air Force 1 есть спрос за пределами спортивных арен.

На фоне слухов о снятии с производства ретейлеры из Балтимора — Charley Rudo, Cinderella Shoes и Downtown Locker Room — обратились к Nike с предложением выпустить специальные расцветки низкой версии Air Force 1 для своих магазинов. Считается, что тираж в 3000 пар на три магазина распродали в первый же день.

Спрос впечатлил Nike, поэтому со списанием модели решили повременить. Вместо этого компания запустила программу Color of the Month («Цвет месяца»), в рамках которой выпускала лимитированные расцветки «форсов» для магазинов Балтимора и других городов Восточного побережья США.

Популярность модели стала расти — настолько, что ценители специально ездили в другие города — от Нью-Йорка до Филадельфии, — только чтобы попытаться приобрести новую расцветку. Так с Air Force 1 началась культура коллекционирования кроссовок.

Примерно в начале 1990-х силуэт лишился сетчатых вставок — верх кроссовок стал полностью кожаным. За это же десятилетие Air Force 1 закрепились в Штатах в статусе одной из самых желанных пар.

В треке Джей-Зи Can I Live II звучит строчка: «Can I live, for all my n***s with all white Air Force Ones?» («Могу ли я жить для всех моих н***ов с белыми Air Force Ones?»)

В начале 2000-х Air Force 1 глубоко проникли в культуру хип-хопа. Кроме Джей-Зи, на популярность модели повлияла группа The Diplomats и ее ключевые участники Cam'ron, Jim Jones и Juelz Santana, которые регулярно появлялись в кроссовках на публике. Эти же трое, как символы нью-йоркской моды нулевых, стали лицами коллаборации Kith x Nike.

За 2005 год Nike продала больше 12 миллионов пар Air Force 1. Хотя пик пройден, продажи модели все еще держатся на уровне около 10 миллионов пар в год.

Как повлияли на моду

В тех же нулевых начали появляться модели кроссовок, «вдохновленные» Air Force 1. Это были не реплики, а именно интерпретации кроссовок под другим брендингом. Пожалуй, самая известная из них — кроссовки Bapesta, разработанные основателем и дизайнером Bape Ниго. Они выходили в ярких расцветках и стали визитной карточкой марки. А попав в гардеробы рэперов — одними из первых был дуэт Clipse и их продюсер Фаррелл Уильямс, — Bapesta получили культовый статус.

Кроссовки Bapesta, «вдохновленные» классическими Nike Air Force 1. Фотография: Bape Hong Kong Limited

А спустя почти 20 лет после выхода первых Bapesta, когда Ниго уже давно покинул компанию (сейчас он креативный директор Kenzo), Nike подала в суд на Bape за плагиат.

Air Force 1 повлияли не только на спортивную обувь: дизайнер и основатель марки Blackstock & Weber рассказывал, что при разработке лоферов визуализировал такую пару, которая ощущалась бы на ногах именно как эта модель кроссовок Nike.

Несмотря на риски судебных разбирательств, конкуренты по сей день «вдохновляются» классическими кроссовками Nike. Из свежих примеров — американская Starwalk.

Коллаборации

За 41 год на базе Air Force 1 вышло множество коллабораций и лимитированных релизов. Сегодня многие из таких пар продаются на аукционах масштаба Sotheby's и оцениваются в тысячи долларов. Среди наиболее известных — совместные проекты с Louis Vuitton, Supreme, Off-White, Comme des Garçons, Tiffany and Co., Fragment Design, A-Cold-Wall*, Ambush, а также персональные пары с Трэвисом Скоттом и Билли Айлиш.

Где и что покупать

Классика Air Force 1 — низкие или высокие кроссовки в полностью черном или белом цвете. Эти четыре силуэта Nike перевыпускает каждый сезон, так как они по-прежнему продаются на ура. Помимо базы можно присмотреться к коллаборациям на вторичном рынке или сезонным расцветкам. Среди последних часто встречаются пары с альтернативным уменьшенным «свушом» (логотипом Nike) и верхом из замши или нубука.

Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.