Дети·

АДК, таймер и наушники: что пригодится в школе ребенку с особенностями развития

АДК, таймер и наушники: что пригодится в школе ребенку с особенностями развития

Изображения: «КейсБерри», Aliexpress, 2D Time

Аватар автора Оксана Покупкина
Оксана Покупкина

Главная шопинг-экспертка Медиа «Долями», берется за самые сложные темы.

1 сентября в школу пойдут самые разные дети — с особенностями и без. Мы узнали у экспертов фонда помощи людям с аутизмом и другими нарушениями развития «Обнаженные сердца», какие вещи незаменимы для учебы и общения в инклюзивном образовании.

Эксперты фонда — клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня — рассказали Медиа Долями, как дети с особенностями развития учатся в школе и какими предметами пользуются на уроках.

Как дети с особенностями развития учатся в школе

Аватар автора Татьяна Морозова
Татьяна Морозова

Клинический психолог

Аватар автора Святослав Довбня
Святослав Довбня

Детский невролог

Дети с нарушениями развития и без могут учиться как по одной образовательной программе, так и по разным. В зависимости от особенностей ребенка и его навыков уровень инклюзии и необходимой поддержки отличается. На некоторых занятиях (музыка, физкультура или предметы, которые даются ребенку легче) дети с особенностями развития учатся вместе с классом, а другие предметы изучают в небольшой группе или индивидуально с педагогом.

Для детей, которые имеют трудности в освоении учебной программы, в российских школах создают ресурсный класс. Это помещение в школе, где ученики могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями.

Даже в ресурсном классе уровень инклюзии может быть разным. Некоторые дети с нарушениями развития встречаются с типично развивающимися сверстниками только во время перемен, в столовой и на общешкольных мероприятиях. Другие же практически все время находятся в обычных классах, где ребенку или группе детей кроме учителя помогает еще и специально обученный тьютор. Модифицировать учебные материалы и задачи для каждого ребенка в ресурсном классе помогают учитель и другие эксперты: логопед, психолог, поведенческий специалист, специалист по ЛФК.

💡 Для успешной инклюзии важно, чтобы все люди, которые ежедневно контактируют с ребенком — учителя и специалисты, одноклассники и их родители, сотрудники столовой и гардероба, — понимали его особенности. Это требует специального обучения и ежедневной поддержки всех участников образовательного процесса. Узнать больше о пользе инклюзивного образования можно здесь.

Чем пользуются дети с особенностями развития в школе

Фотография: Kabachki.photo — www.shutterstock.com

В школе детям с нарушениями развития может понадобиться дополнительное оборудование и приспособления.

Средства альтернативной или дополнительной коммуникации (АДК)

Если ребенок испытывает трудности с устной речью, ему могут потребоваться средства АДК, они подбираются индивидуально. Есть два вида АДК: низкотехнологические средства (карточки PECS, доски для выбора или ответа, коммуникативные доски) и высокотехнологичные (планшет с приложением для коммуникации Linka или LetMeTalk). Планшет может быть любой, главное требование к нему — возможность блокировки функций, например выхода в интернет, и хорошая защита ударопрочным стеклом и чехлом.

Шумоподавляющие наушники

Часто людям с аутизмом сложно блокировать фоновый шум в общественном транспорте или публичных местах, который нейротипичные люди даже не замечают. Поэтому некоторым аутичным детям, не переносящим громких звуков, стоит использовать шумоподавляющие наушники.

Сенсорные игрушки

Когда аутичные дети ощущают сенсорную или эмоциональную перегрузку, они часто переходят на самостимулирующие виды поведения (стимминг). Чтобы переключиться и снизить напряжение, они могут использовать сенсорные игрушки, их еще называют фиджетами. Их выбор зависит от игровых навыков и предпочтений ребенка.

GPS-трекер

На первом месте всегда должна быть безопасность ребенка. Если он начинает осваивать самостоятельное передвижение, например ходит в школу, GPS-трекеры помогут отслеживать его геолокацию.

Таймер

Некоторым детям, испытывающим трудности с пониманием времени, может быть непросто понять, как долго они будут выполнять определенную задачу. Им также может быть нелегко закончить любимое дело и перейти к следующему занятию. Справитьcя с этим помогут таймеры: визуальный, который наглядно показывает прошедшее время, или простой кухонный. Также можно использовать песочные часы.

Печатная техника и канцтовары

Если ребенку трудно осваивать обычную школьную программу, учебные материалы нужно адаптировать под его особенности — для этого понадобятся бумага, наклейки для надписей, принтер и ламинатор. Они помогут в создании необходимой для ребенка визуальной поддержки: расписаний, досок для выбора или ответа, карточек для коммуникации и прочего.

Технические средства реабилитации (ТСР)

Дети с двигательными нарушениями должны иметь возможность максимально самостоятельно и безопасно передвигаться по школе на коляске и ходунках или в ортезах. Выбрать подходящее оборудование, а также обучить его использованию ребенка, членов семьи и других специалистов помогут эксперты по подбору ТСР.

💡 Фонд «Обнаженные сердца» помогает людям с аутизмом и другими нарушениями в развитии с 2004 года. Поддержать работу организации можно, сделав пожертвование на сайте.

Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.