Жизнь·

Культовая вещь: зажигалка Zippo

Культовая вещь: зажигалка Zippo

Обложка: Zippo

Аватар автора Григорий Мизурский
Григорий Мизурский

Собирает странные кроссовки, которые никому не нравятся. Отвечает за духоту в редакции.

В рубрике Greatest of All Time мы рассказываем о культовых бьюти-средствах, предметах гардероба и аксессуарах — лучших в своей категории.

Сегодня на очереди — зажигалка Zippo.

Содержание:

  1. Причины популярности
  2. Где купить
  3. Кто придумал
  4. Расцвет бренда
  5. Как зажигалки стали талисманами солдат
  6. Из чего состоят зажигалки Zippo
  7. Виды зажигалок и коллаборации с другими брендами
  8. Культура коллекционирования
  9. Расходные материалы
  10. Где производят и как отличить оригинал от подделки

Причины популярности

С момента выхода первой зажигалки Zippo прошло почти сто лет. За это время компания выпустила миллионы моделей, которые становились талисманами американских солдат, предметами коллекционирования и «героями» более двух тысяч фильмов, например «Крестного отца» и «Крепкого орешка».

Причины популярности зажигалок Zippo просты и понятны: пламя, которому не страшен ветер, пожизненная гарантия и нестареющий дизайн.

Где купить

Кто придумал

Идея создать вечную зажигалку принадлежит Джорджу Блейсделлу. В начале 1930-х американский предприниматель отдыхал в загородном клубе и обратил внимание, что его друг никак не мог прикурить. Тот пользовался неудобной австрийской зажигалкой, из которой можно было извлечь огонь только двумя руками. Но у нее было одно весомое преимущество — особая конструкция дымохода, за счет которой пламя разгоралось даже во время ветреной погоды.

Блейсделл решил изобрести собственную версию австрийской зажигалки. Он сохранил внутреннюю конструкцию с защитой от ветра, но предусмотрел, чтобы огонь легко и быстро разжигался. Внешний вид и форму аксессуара Блейсделл полностью изменил: создал прямоугольный корпус из латуни с откидной крышкой, который запросто помещался в кармане пиджака или брюк. Так в 1932 году началась история маленькой компании из города Брэдфорд, штат Пенсильвания.

Название бренда придумал сам Блейсделл: ему хотелось найти что-то созвучное слову «zipper» (с англ. — «молния») — цепкое и современное. Рекламные кампании сопровождались громким слоганом о пожизненной гарантии (в России она тоже есть): «Она работает, или мы починим ее бесплатно».

В 1937 году стартовала креативная рекламная кампания, в которой делали ставку на дымоход с защитой от ветра. Главный мотив — горящая перед включенным вентилятором зажигалка.

Расцвет бренда

В 1941 году Zippo прекратили поставки на потребительский рынок и направили все силы на то, чтобы обеспечить нужды Вооруженных сил США. Тогда же из-за сложностей в секторе металлургии пришлось изменить корпус зажигалок. Zippo переключились с латуни на сталь со специальным покрытием, которое защищало от окисления. Такие же зажигалки c рельефным корпусом в винтажном стиле можно купить и сегодня.

Сотрудничество с армией США не только обеспечило Zippo хорошую репутацию, но и позволило компании масштабировать производство.

После завершения войны Zippo вернулась на потребительский рынок, а Блейсделл продолжил экспериментировать с рекламой и продвижением. Ему пришла идея создать автомобиль, похожий на зажигалку Zippo, который будет ездить по американским городам. В 1947 году идею реализовали — появился автомобиль Zippo Car, созданный на базе Chrysler Saratoga. Машина объехала 48 штатов и засветилась на множестве парадов и мероприятий.

Начиная с 50-х ассортимент Zippo стремительно расширялся. Производители не боялись экспериментов и украшали классическую модель эффектными гравировками и красивыми рельефными узорами. Так началась трансформация практичной зажигалки в модный аксессуар.

Как зажигалки стали талисманами солдат

Во время войны во Вьетнаме у солдат появилась традиция — наносить на свои зажигалки Zippo гравировки с цитатами, слоганами, именами родных или вдохновляющими рисунками. Так аксессуар превратился в талисман.

Многие солдаты считали эту войну абсурдной и не знали, что им делать. Поэтому энтузиасты со всего мира с интересом изучают экземпляры тех времен, чтобы лучше понять людей, оказавшихся в непростой ситуации.

Из чего состоят зажигалки Zippo

У зажигалок Zippo простая конструкция, поэтому их легко разбирать и обслуживать. Аксессуар состоит из двух ключевых компонентов.

Корпус с крышкой. Чаще всего его изготавливают из латуни. Иногда используют серебро, сталь или медь.

Внутренний блок. Сердце каждой зажигалки. Сверху располагаются дымоход, укрывающий пламя от ветра, и колесо для зажигания. Внутри стандартного блока — отделения для ваты (впитывает и удерживает бензин) и кремния (разжигает огонь).

Виды зажигалок и коллаборации с другими брендами

Карманные зажигалки можно разделить на три категории:

  1. Классические.
  2. Slim — c более тонким корпусом.
  3. Replica — архивные зажигалки, незначительно отличающиеся по форме.

За последние 15 лет Zippo выпускали аксессуары в коллаборации со многими известными брендами. Vivienne Westwood, Palace и Kith украсили зажигалки собственными логотипами, Bape — узнаваемым камуфляжным паттерном, а Ambush — текстурой кирпичной стены и декоративными глазами.

Культура коллекционирования

Феномен зажигалок Zippo времен Вьетнамской войны дал мощный толчок культуре коллекционирования. На вторичном рынке и аукционах экземпляры той эпохи продаются в несколько раз дороже, чем новые модели.

Одни коллекционеры ценят эксклюзивные японские релизы, вторым по душе причудливые паттерны и гравировки, третьи собирают модели с символикой культовых музыкальных групп или спортивных команд. Эту культуру поддерживают тематические сообщества в соцсетях, энтузиасты, составляющие гайды с моделями разных лет, и даже сама компания Zippo, которая выпускает кейсы для хранения любимых экземпляров.

Расходные материалы

Фитиль, кремний и вата. Универсальные расходные материалы, которые нужно менять по мере их износа. Обычно это проявляется в работе аксессуара — не разжигается пламя или топливо расходуется быстрее, чем прежде.

Сменные блоки. Нужно подбирать в зависимости от формы зажигалки. При желании можно перейти на альтернативный способ заправки — с классического бензинового на газовый. Производитель советует использовать только оригинальное топливо Zippo.

С 2019 года компания выпускает электрические блоки: их нужно заряжать от розетки.

Где производят и как отличить оригинал от подделки

Зажигалки Zippo до сих пор производят в американском Брэдфорде. Гравировку с соответствующей надписью можно найти в основании каждой модели. На сайте производителя опубликован гайд по определению подлинности товара — с фотографиями и иллюстрациями. Мастера реплик быстро учатся и максимально детально воспроизводят внешний вид оригинальных изделий, поэтому лучше приобретать зажигалки у проверенных продавцов.

Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.