Аксессуары·

Культовая вещь: очки Ray-Ban

Культовая вещь: очки Ray-Ban

Обложка: Ray-Ban; Rolling Stones — shutterstock.com

Аватар автора Екатерина Киселёва
Екатерина Киселёва

Живет по принципу «Что ни день, то пачка товаров в избранном» — и постоянно делится необычными находками.

В рубрике Greatest of All Time мы рассказываем о культовых бьюти-средствах, предметах гардероба и аксессуарах — лучших в своей категории. Говорим о классике, которая не перестает быть стильной: очках Ray-Ban.

Кто придумал очки Ray-Ban

Фотография: Bausch + Lomb

Ray-Ban основал производитель контактных линз и очков Bausch & Lomb в 1937 году. Бренд возник, когда Bausch & Lomb получили заказ от ВВС США: с развитием авиации летчики стали подниматься на большую высоту, и им нужны были надежные солнцезащитные очки. Так появилась первая модель Ray-Ban — авиаторы. Летчики с гордостью носили очки и на земле — они стали популярны среди гражданских и обеспечили успех бренда.

Модель Wayfarer появилась благодаря рок-н-роллу

Джон Кеннеди в очках Wayfarer, 1963г. Фотография: Cecil Stoughton / White House Photographs. John F. Kennedy Presidential Library and Museum

С началом 1950-х мода на военизированные авиаторы прошла — с влиянием рок-н-ролла и глянцевых журналов людям захотелось ярких аксессуаров. Чтобы соответствовать духу времени, Ray-Ban в 1952 году разработал модель Wayfarer с массивной пластмассовой оправой. Одним из первых в очках появился Джеймс Дин, и модель мгновенно стала популярной: ее носили Джон Кеннеди, The Beatles, Мухаммед Али и Боб Дилан.

За десятки лет Ray-Ban успел поэкспериментировать с моделью, выпустив несколько версий. Вот самые известные из них:

  • Original. Классическая модель прямиком из 50-х.
  • New. Обновленный силуэт, который впервые представили в 2001 году. Его рама тоньше оригинала, а силуэт плавнее. Ray-Ban заявляет, что с New Wayfarer образ получается более сдержанный и современный.
  • Folding. Компактная версия, которая складывается на переносице и дужках.
  • Liteforce. Облегченный вариант из гибкого термопластика, который используется в аэрокосмической и медицинской технике.

Очки, похожие на Ray-Ban Oval, носила Шэрон Тейт

Cолнцезащитные очки из панциря черепахи из коллекции Шэрон Тейт. Фотография: Julien's Auction

В 1970-х популярность Wayfarer снизилась, и компания выпустила очки совершенно другой формы — овальные. Силуэт был не самым модным (не то что сейчас!), но все же востребованным: овальные очки выпускали Fendi и итальянский бренд Lozza, похожую модель от Oliver Goldsmith носила Шэрон Тейт. Сам Ray-Ban считает свои очки иконическими и называет их «выдающейся моделью 70-х».

Ray-Ban Clubmaster ввел в моду Брюс Уиллис

Фотография: ABC

Ray-Ban Clubmaster создали в 1986 году. Силуэт был вдохновлен стилем броулайн: в нем верхняя часть оправы обрамляет линзы так же, как брови — глаза. Стиль был популярен в 50–60-х, тогда очки выпускали с прозрачными линзами по рецепту, их носили президент США Линдон Джонсон и основатель KFC полковник Сандерс. В 80-х спрос на аксессуар вырос, когда Брюс Уиллис появился в тонированных броулайнах в сериале «Детективное агентство „Лунный свет“». Ray-Ban подхватили волну популярности, и их модель Clubmaster стала символом ретрошика.

Clubmaster существует в нескольких вариациях:

  • Classic. Оригинальная версия 1980-х годов.
  • New. Силуэт чуть более тонкий и изящный по сравнению с оригиналом. Также у новой версии дужки металлические, а не пластиковые.
  • Catty. Женская версия с формой «кошачий глаз».
  • Clubround. Классический силуэт, но с круглыми линзами.
  • Oversized. Версия в увеличенном формате, подходит для крупных лиц.

Из-за моделей Wayfarer и Clubmaster бренд Ray-Ban пришлось продать

Фотография: Warner Bros.

С начала 70-х популярность Ray-Ban Wayfarer резко начала падать. В 1981 году бренд и вовсе продал менее 20 тысяч экземпляров, и модель могли снять с производства. Спустя год Ray-Ban решил реанимировать Wayfarer и подписал контракт на использование очков в фильмах и телешоу. В итоге модель стала главным аксессуаром: после того как Том Круз надел модель в «Рискованном бизнесе», продажи выросли до 360 000 экземпляров. А появление Wayfarer в фильме «Клуб „Завтрак“» и в сериале «Полиция Майами» увеличило прибыль до 1,5 миллиона долларов в год.

Успех продакт-плейсмента поддержала и популярность Clubmaster. Модель появлялась в известных фильмах начала девяностых: «Малкольм Икс» с Дензелом Вашингтоном, «С меня хватит!» с Майклом Дугласом. Носил их и Мистер Оранжевый (Тим Рот) в «Бешеных псах» Тарантино.

С середины девяностых ситуация изменилась. У Ray-Ban появилось много конкурентов, которые выпускали спортивные и молодежные очки, экспериментировали с силуэтами. Wayfarer и Clubmaster стали считать устаревшими, а продажи упали. Чтобы преодолеть кризис, Bausch & Lomb продали бренд Ray-Ban итальянскому гиганту Luxottica. В нулевых популярность моделей вернулась, а Bausch & Lomb так и не смогла справиться с финансовыми трудностями — ее выкупила другая частная компания.

Где купить очки Ray-Ban

Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.