adidas Samba — да или нет?
Фотография: adidas Originals by Wales Bonner
100 лет в ритейле, автор
adidas Samba — один из самых неожиданных и неоднозначных трендов последних лет, который до сих пор вызывает немало обсуждений. Для Медиа Долями сооснователь проекта itk Никита Лашин разобрался в причинах популярности кроссовок и ответил на главный вопрос: надолго ли Samba с нами?
Samba вышли в 1949-м, но выстрелили только сейчас?
Тренд на adidas Samba возник стихийно в 2022 году (да, два года назад) благодаря энтузиастам уличного стиля, наиболее сообразительным представителям креативного класса и TikTok. Неожиданная популярность классического силуэта c 70-летней историей застала немецкий бренд врасплох. Компания банально оказалась не готова к такому стечению обстоятельств и достаточно долго не могла поддержать возникший спрос предложением — на рынке возник дефицит. Именно этот этап и принято считать точкой отсчета тренда.
adidas всерьез взялся за дело, задействовал все свои ресурсы, и спустя почти два года кроссовки наконец-то вновь появились в достаточном количестве на прилавках и онлайн-витринах магазинов — отсюда и отложенный спрос.
Успех модели — стратегически важная победа для бренда, чьим последним по-настоящему крупным инфоповодом было завершение проекта Yeezy. Со всеми вытекающими репутационными и финансовыми потерями.
Массированные рекламные кампании по всему миру, множественные упоминания модели в медиа, череда высококлассных коллабораций и, наконец, график крупнейших спортивных мероприятий поспособствовали продлению тренда на adidas Samba — одного из самых продолжительных за последние годы.
Сейчас настал самый подходящий момент для того, чтобы определить его дальнейшее направление. Как говорится в сообществе увлеченных спортивной обувью: «Берем или бросаем?»
Samba — долгоиграющий тренд?
С одной стороны, модель явно потеряла свою привлекательность у лидеров мнений. С другой — приобрела невиданную ранее популярность среди широкой аудитории. Прямо сейчас Samba находится на своем пике и претендует на звание главной обуви лета. Причем как для мужчин, так и для женщин — это еще один фактор, который выделяет тренд среди прочих. Будь то брутальный поклонник футбола или представительница роскошного образа жизни, МЦК или Патрики — adidas Samba работает одинаково удачно для каждого из сценариев.
Современный покупатель быстро остывает к концепциям, которые предлагает ему индустрия моды, и стремительно переключается на «следующую большую идею». В наши дни временная линия жизни того или иного тренда фактически стянулась в точку.
Но популярность Samba пока не демонстрирует значимых признаков замедления.
Более того, для тренда, которому пророчат самое скорое забвение, вокруг модели все еще наблюдается впечатляющая активность. Особняком здесь стоят коллаборации с Wales Bonner и Sporty & Rich, которые провоцируют интерес на вторичном рынке. При этом «самбы» остаются неизменно надежным и относительно недорогим вариантом для всех сторонников базового гардероба. По сути, мало чем отличающимся по функциональности от серой футболки. Так что еще пару сезонов эти кроссовки точно будут занимать видные места на полках магазинов и часто мелькать на улицах.
Как успех Samba повлиял на индустрию?
У тренда на adidas Samba есть любопытное последствие: он поспособствовал интересу широкой аудитории к другим моделям из архивов немецкого бренда — Gazelle, Spezial, Campus, Stan Smith и далее по списку. Все они в очередной раз получили порцию внимания. Но на этот раз — в звании актуальной и легитимной обуви современного горожанина. Кроме того, восхождение Samba к вершине стало наглядным примером для остальных гигантов индустрии со спортивным наследием. Например, компания Puma уже сдула пыль с классической модели Palermo, а Nike в очередной раз возвращает прославленный силуэт Cortez.
Для меня, как и для большинства любителей Samba, которым за 30, эти кроссовки навсегда останутся прямой ассоциацией с футбольной культурой и всем тем «около», что окружало ее на заре 2000-х. Время всегда расставляет все по своим местам. Пришла пора уступить пространство для новых смыслов и ассоциаций, которые будут соответствовать духу настоящего. В конце концов, именно это и называется «великим наследием» — актуально вчера, сегодня, завтра. Дизайн, которому уже более 70 лет, все еще сохраняет к себе живой интерес и имеет прикладной характер в повседневной жизни — и это точно заслуживает нашего самого пристального внимания.
Ну что? Берем или бросаем?
Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.