Почему это столько стоит? Первый выпуск об экономике российских брендов — отвечают Unke
Изображения:
Хочется начать эту серию материалов так: платьем некутюрного российского бренда за 50 тысяч рублей уже никого не удивишь… Но это неправда: даже мы, редакция медиа, которое пишет о локальной моде каждый день, удивляемся чаще, чем хотелось бы.
В последнее время нам даже приходится предварять некоторые материалы справкой: например, вот так мы объясняли свой выбор пальто на осень в 2024 году. А потом решили дать слово тем, кто знает причины лучше нас, — основателям, креативным и финансовым директорам тех самых марок, о которых мы регулярно пишем.
Итак, в первом выпуске всю подноготную своего бренда показала Юлия Привалова — креативный директор и соосновательница Unke.
Бренд:
Откуда: Тверь
Запуск: 2023 год
Сегмент: мидл
Офлайн-магазины: Москва, Петербург, Екатеринбург, Тверь, Уфа
Мы часто включаем вещи Unke в свои материалы и любим бренд за интересный крой самых простых вещей (просто взгляните:
Соосновательница Unke
Как формируется бюджет Unke?
Хочется, чтобы одежда была и качественной, и доступной. И мы вот всеми силами пытаемся сохранить этот баланс, не улететь в космос с ценой и при этом не потерять в качестве. Вот на что мы обращаем внимание:
1. Распределение ролей в команде
У нас небольшая команда, тут мы оптимизируем расходы. Основатели глубоко погружены в продукт: я, например, занимаюсь производством и конструированием, а мой партнер — дизайном и маркетингом.
Многие бренды на эти задачи нанимают отдельных специалистов, чья заработная плата увеличивает себестоимость.
2. Управление производством и остатками
Нам хочется масштабироваться, производить больше продуктов и увеличивать глубину ассортимента: сейчас у нас, например, всего три размера, и мы отшиваем не так много, чтобы у нас не было товарных запасов на складе, а деньги «не застревали» в товаре.
У нас свой цех — и это тоже способ оптимизации: мы можем сами отшить небольшую партию, протестировать. Если «не идет», можем просто больше не отшивать. Кроме того, у нас есть дорогостоящие позиции, которые мы отшиваем только на заказ, чтобы уменьшить складские остатки.
Некоторые вещи мы отшиваем в большем количестве, когда видим, что есть спрос. Например, голубые пуховики, которые хорошо покупали и в прошлом году, и в этом. У нас есть уверенность, что к концу сезона мы их в любом случае продадим.
С новыми моделями все наоборот: когда мы только вводим новые вещи и не понимаем, будет ли спрос, отшиваем тестово всего три единицы. Если они продались, отшиваем еще.
Если приходит заявка на сайте, у нас есть лаборант, который может оперативно сшить одну единицу за один день. Это очень удобно и опять же не морозит деньги в остатках, не провоцирует перепроизводство, что ужасно и для экологии, и для экономики компании.
Наше производство, кстати, находится не в Москве, а в Твери. Возможно, это тоже сокращает расходы.
3. Закупка тканей и работа со стоками
Большая часть тканей у нас из Турции, частично — из московских стоков. В Турции мы часто прикрепляемся к большим заказам, базы сами предлагают: говорят, сейчас есть большой заказ, мы можем вас туда добавить, будет неплохая цена. Так мы можем получить тысячу метров материала при минимальной закупке от 100 000 м. Конечно, нам продают с небольшой наценкой, но с таким количеством ткани и нашей организацией производства мы не очень сильно рискуем.
Из чего складываются цены в Unke?
Себестоимость — 30% от полной розничной цены. Еще 30% мы закладываем на рекламу и маркетинг, 40% — расходы на команду и маржинальность. Средняя маржинальность по рынку — 15%, примерно так же получается и у нас.
Почему у Unke нет скидок?
У нас не очень высокие цены, поэтому мы в принципе не закладываем какие-либо скидки. Но в 2023 и 2024 годах сделали –15% на «черную пятницу», чтобы отметить лояльных покупателей.
Скидки — это решение вопроса перепроизводства, когда партия была большая, она не реализовалась, и нужно «вытащить» из нее деньги, чтобы вложиться в следующий сезон. У нас нет перепроизводства, а небольшие товарные остатки учтены в себестоимости, поэтому мы не делаем никаких сезонных гиперсейлов. Кроме того, мы стараемся делать такие вещи, которые не устареют через сезон, — не ультрамодные, а действительно носибельные.
Что вы поняли о ретейле за первые два года работы?
- Логистика — недешевое удовольствие, но в Москве делать принтованные ткани намного дороже, чем сделать в Турции и привезти их сюда. А принты — часть нашего почерка, мы сами их рисуем, без них никак.
- Есть сложности в поиске хороших сотрудников: у нас высокие требования к качеству, все-таки мы делаем непростые изделия, это не футболки штамповать тысячами, а среди швейных производств высокая конкуренция — все ищут хороших специалистов.
- Мы понимаем, что должна быть возможность вещи померить и выкупить только в том случае, если они подошли. Сейчас мы отправляем посылки через СДЭК, там могут быть неудобные примерочные, но лучше хотя бы так, пока у нас нет своего офлайна.
- Мы не знаем, у кого наши клиенты покупают еще и вообще почему выбрали нас. Иногда очень сложно объективно посмотреть на свой продукт.
Каково вам строить бренд одежды в России в 2025 году?
Непросто. Изначально мы мечтали о бренде и были сильно погружены в сам продукт. Для нас продажи — это вообще новая стезя, потому что мало произвести, нужно еще каким-то образом продать и проникнуть в сердца клиентов. Поэтому пока мы учимся на своих ошибках, пытаемся набраться опыта у конкурентов. В общем, это поле для долгого развития.
От редакции: сейчас у Unkе получается держать адекватную стоимость вещей за счет гибкого управления остатками — без перепроизводства и сейлов; работы со стоками тканей; вовлеченности фаундеров в проект. Но есть вероятность, что для масштабирования — увеличения ассортимента и расширения команды — придется увеличивать маржинальность и повышать цены.
Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.