Обеденная тарелка
Неглубокая тарелка диаметром 20—30 см входит в базовый набор столовой посуды. В Средние века в Европе вместо таких тарелок использовались черствые ломти хлеба или лепешки — примерно до 15—17-х веков индивидуальной посуды не существовало. На Руси отдельные тарелки для горячих блюд появились во времена правления Лжедмитрия I, который приказывал подавать еду ему и его жене Марине Мнишек только на персональной посуде.
Диаметр: 21 см
Материал: фарфор
Особенность: тарелка входит в коллекцию La Majorelle, которая отсылает к ботаническому саду в Марракеше, созданному художником-ориенталистом Жаком Мажорелем и приобретенному модельером Ивом Сен-Лораном
Диаметр: 30 см
Материал: керамика
Особенность: контрастный принт петербургской художницы и основательницы бренда Юлии Торба, выполненный в технике графики и коллажа, символизирует новое начало — так же, как и конец трапезы
Закусочная тарелка
Размер закусочной тарелки предполагает вариативность. Встречаются большая (26—32 см) — в этом случае на ней подают любые закуски «в стол» — и маленькая (19—22 см), предназначенная исключительно для холодных закусок. Размер индивидуальной закусочной тарелки, которую ставят на обеденную, может быть еще меньше.
Диаметр: 17 см
Материал: керамика
Особенность: у тарелки пухлые округлые борты — из-за этой особенности такие модели иногда называют «бубликами»
Диаметр: 13,5 см
Материал: керамика
Особенность: принт на тарелке говорит сам за себя — она идеально подойдет для сервировки сыра, ягод и других закусок к вину
Суповая тарелка
Именно глубокие тарелки можно считать древнейшими: их прототипы с приподнятыми стенками из обожженной глины появились еще в эпоху неолита. Диаметр современных суповых тарелок обычно составляет от 20 до 25 см, объем — около 500 или 250—350 мл (в этом случае она считается полупорционной). Суповая тарелка ко многому обязывает: так, согласно правилам этикета, ее не стоит наклонять, чтобы доесть суп до конца, а еще на ее содержимое нельзя дуть.
Диаметр: 22 см
Материал: фарфор
Особенность: тарелка из коллекции Kintsugi вдохновлена древним японским искусством реставрации, суть которого состоит в том, чтобы подчеркнуть трещины на посуде при помощи золотой отделки
Диаметр: 22 см
Материал: фаянс
Особенность: серия Le Jardin du Palais создана брендом Gien в коллаборации с модным домом Pierre Frey. Образы райского дворцового сада навеяны рисунками французской художницы Сары Бреасье
Салатник
Салатник — глубокая миска, для которой не установлены стандарты размера: она может быть как большой, на всех, так и маленькой, индивидуальной. В американских кулинарных руководствах середины прошлого века рекомендовалось использовать салатники из нелакированной древесины, но оказалось, что этот материал впитывает заправку — масло становилось прогорклым, и миска приобретала неприятный запах, который затем передавался содержимому. В нашей подборке — салатники из фарфора, поэтому им такое не грозит.
Объем: 750 мл
Материал: фарфор
Особенность: покрыта эффектарными глазурями — это означает, что даже в одной серии изделий не будет салатников, абсолютно совпадающих по цветовой гамме
Объем: 830 мл
Материал: костяной фарфор
Особенность: у костяного фарфора нет пор, так что этот салатник точно не будет впитывать заправку
Боул
Современная версия этой глубокой миски пришла к нам с Востока: по легенде, с ней любил выходить к людям Будда после медитаций. Встречавшиеся ему на пути могли положить в миску любую еду, и чаша наполнялась тем, что могли дать бедняки: рисом, овощами, бобами. Если верить преданию, так и появилась концепция многосоставного блюда, для которого изначально предназначен боул.
Диаметр: 18 см
Материал: фарфор
Особенность: словно нарисованные от руки полоски напоминают паттерн на уютном пододеяльнике — такой боул отлично подойдет для подачи мюсли с фруктами прямо в постель
Диаметр: 16,5—17 см
Материал: керамика
Особенность: авторская ручная роспись отсылает к экспрессивным дизайн-кодам авангарда
Тарелка для пасты
В Италии паста может подаваться на плоских обеденных тарелках, хотя и является первым блюдом, заменяя суп. В последние годы для спагетти все чаще используются особые тарелки, которые часто называют шляпами: их отличают широкие горизонтальные поля, на которых удобно накручивать пасту на вилку. Углубление в центре не дает блюду остывать.
Диаметр: 25 см
Материал: полуфарфор
Особенность: тарелка с пожеланием приятного аппетита одновременно обыгрывает игривую французскую эстетику и наивные детские рисунки — узнаваемый стиль петербургской керамистки Лизы Зорки
Диаметр: 29 см
Материал: фарфор
Особенность: белоснежная вечная классика с небольшим твистом — на фарфор перенесена естественная фактура сланца. Кажется, будто тарелка выполнена из камня
Пирожковая тарелка
Небольшие плоские тарелки диаметром до 18 см удобны для подачи мучных изделий: хлеба, пирожков, бутербродов, тарталеток. По правилам этикета их нужно ставить слева от основной обеденной тарелки. Название «пирожковая» закрепилось только в России — видимо, потому что пироги в нашей стране были очень распространенным блюдом: их первое упоминание встречается в книге 17-го века у путешественника Адама Олеария. В остальном мире такие тарелки называют хлебными.
Диаметр: 15 см
Материал: костяной фарфор
Особенность: название серии с английского переводится как «Бездельники» — яркие иллюстрации с абстрактными гедонистами нашего времени созданы британским дизайнером Кит Кемп, которая специализируется на разработке текстиля
Диаметр: 15 см
Материал: керамика
Особенность: посуда с гиперреалистичным изображением овощей и фруктов — визитная карточка Bordallo Pinheiro. Создателем португальского бренда был карикатурист, и современные коллекции отдают дань его остроумному взгляду на мир
Десертная тарелка
Тарелка диаметром около 20 см предназначена для подачи сладкого. В таких моделях обычно предусмотрено небольшое углубление — оно нужно для того, чтобы не растекались сладкие соусы и топинги. В 18-м веке в Европе популярность приобрел подвид десертной тарелки под названием компотьер — неглубокая чаша, в которой подавались печеные или вареные в сиропе фрукты, компоты и десертные муссы. Ее накрывали хрустальным колпаком, сквозь которые десерты выглядели особенно привлекательно.
Диаметр: 20,5 см
Материал: фарфор
Особенность: тарелки с жизнерадостными принтами из коллекции Il Frutto della Passione разработаны совместно с французским дизайн-дуэтом Pangea, который вдохновляется работами Анри Матисса, Жоана Миро и Жана Кокто
Диаметр: 20 см
Материал: костяной фарфор
Особенность: в посуде из коллекции Hybrid объединяются Восток и Запад — на двух половинках одной тарелки используются традиционные для китайского и европейского фарфора сюжеты
Блюдо
Самая крупная тарелка на столе, предназначенная для подачи общих горячих блюд, закусок, сладостей и фруктов. В Древней Руси на блюде подавалась еда сразу для нескольких человек. В Европе в поздние Средние века оно использовалось так же — до этого заменой общим блюдам служили углубления в деревянных столах.
Диаметр: 27 см
Материал: фарфор
Особенность: на блюде изображен кипрей — именно он первым вырастал на местах пожаров и разорений в Коломне, родном городе основателей бренда Arsha
Диаметр: 40 см
Материал: полуфарфор
Особенность: устойчивые ножки позволяют акцентировать внимание на торте в центре стола и дополнительно «возвысить» его в глазах гостей
Блюдце
На эту небольшую тарелочку с приподнятыми краями ставят чашку, чтобы пролитая из нее жидкость на оказывалась на столе. В Европу блюдце попало из Японии, в 18-м веке оно использовалось в том числе для питья (да, так делали не только русские купцы, но и английские аристократы).
Диаметр: 18 × 14 см
Материал: полуфарфор
Особенность: ежедневное напоминание о том, что все будет окей, в характерной для дизайнера Юлии Никулиной манере — она создает посуду необычных форм с графичными контурами и принтами
Диаметр: 14 см
Материал: полуфарфор
Особенность: нежный манифест любви к себе, который словно выведен фломастером на страницах ученической тетради