В первый год жизни ребенок делает, пожалуй, самый значительный скачок в развитии. И игрушки — важная составляющая этого процесса. Мы собрали только те, что помогут тренировать слух, зрение, тактильное восприятие, мелкую и крупную моторику, логику, воображение, а не станут пустой тратой денег.
Игрушки, безусловно, важный инструмент. Но не основной. Очень важно понимать, что главным образом дети развиваются во время активных и разнообразных игр со значимыми взрослыми.
Отсюда следующий важный вывод: число игрушек не влияет на качество развития. Педиатры советуют класть перед ребенком ограниченное количество предметов, иначе можно перегрузить нервную систему. Так что лучше сформировать несколько наборов игрушек и чередовать их. Это позволит сохранить эффект новизны.
О чем этот материал
Какими должны быть игрушки для детей до 1 года
Дорого не значит хорошо или обязательно полезно. Критерии выбора игрушки для малыша напрямую от цены не зависят. Но вот на что надо обратить внимание:
Безопасность. Изделие не должно иметь острых углов, мелких или плохо закрепленных деталей. Обратите внимание на материал и краски: они должны быть сертифицированы.
Качество. Дети постоянно роняют игрушки, намеренно их бьют, рвут, и важно, чтобы изделие выдерживало подобные испытания.
Внешний вид. Если вы, взрослый человек, не сразу можете ответить на вопрос, что или кто перед вами, такую игрушку лучше отложить в сторону. Желательно, чтобы изделие было похоже на человека, животных или реально существующие предметы.
И заключительное правило: игрушка должна не только развлекать, но и развивать.
Полки магазинов ломятся от ассортимента, который зачастую вводит в заблуждение взрослых. Поэтому мы собрали только нужные и действительно полезные игрушки для детей до 1 года.
Зачем: для развития зрительного и слухового восприятия, концентрации внимания, а впоследствии — тактильного восприятия
Стойка-тренажер разработана по системе Монтессори и является прекрасной альтернативой классическим музыкальным мобилям для кроватки. Стойку можно установить в любом месте на любой высоте. Подвески меняются в соответствии с возрастом. С рождения это может быть специальный набор мобилей (мунари в 2—3 недели, октаэдры в 6 недель, гобби в 2—3 месяца, танцующие человечки в 3—4 месяца), а дальше уже можно вешать самые разные игрушки. Поначалу ребенок просто наблюдает за подвесками, а с возрастом пытается их достать, развивая тактильное восприятие.
Разнообразные на ощупь мячики отлично развивают мелкую моторику. Мячики можно бросать, они катаются, пропадают из вида — это помогает изучать свойства мира, мотивирует к движению. Яркие цвета привлекают внимание, вызывают любопытство ребенка. Также такие мячи идеальны для массажа: правда, перед применением надо проконсультироваться с врачом.
Зачем: для концентрации внимания, развития слухового восприятия, расслабления
Эта интерактивная музыкальная игрушка знакомит малыша с миром звуков. Мамы особенно ценят функцию белого шума (помогает детям заснуть), а встроенный ночник удобно использовать при смене подгузника или кормлении: мягкий свет не будит ребенка. Милая мордочка привлекает внимание, обтекаемая форма и зауженная часть игрушки удобны для ручки ребенка, силиконовые ушки можно грызть.
Зачем: для развития зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, координации движений
Неваляшка — в каком-то смысле предшественница первых кукол. Волнообразная форма игрушки и ее легкий вес исключают риск травм. Монотонные покачивания и мелодичное звучание успокаивают, одновременно с этим яркость изделия и миловидное «лицо» привлекают внимание ребенка, стимулируют к диалогу — первым улыбкам, агуканьям. А невозможность положить игрушку набок надолго занимает малыша, давая возможность маме передохнуть. Кстати, некоторые родители используют неваляшку во время переодевания: раскачивающаяся игрушка отвлекает ребенка от не самого приятного процесса.
Зачем: для развития слухового восприятия и чувства ритма, для тренировки хвата
Погремушка — игрушка № 1 для ребенка, так как она при всей своей простоте сочетает множество функций. Шум, звон, шуршание привлекают внимание малыша, тренируют слух, зрение, наблюдательность, помогают формировать причинно-следственные связи («если потрясти, будет звенеть»). С помощью погремушки родитель может тренировать хват, повороты головы малыша, стимулировать его ползать.
Зачем: для развития слухового восприятия, зрения, мелкой моторики
Дети обожают шум, а точнее — этот самый шум производить. Шуршалки бывают разных форм: чаще всего в виде книжек или подвесных игрушек. Этот мишка подойдет для самых маленьких: он не только познакомит ребенка с миром животных, но и активирует двигательную функцию — достать, потрогать, доползти, перевернуть, схватить и так далее.
Зачем: для развития зрительного восприятия, мелкой моторики, двигательной активности, концентрации внимания
В 3—5 месяцев малыш начинает переворачиваться на живот. Это очень важный этап развития, однако не все дети чувствуют себя комфортно в таком положении. Стимулировать желание малыша лежать на животе помогает акваковрик. Помимо прочего, благодаря движущимся частицам он способствует развитию зрения, фокусировки взгляда, мелкой моторики и баланса.
Зачем: для развития сенсорики, двигательной активности, запуска речи
В 6—9 месяцев малыш начинает лепетать, в его активность добавляются первые сюжетно-ролевые игры: для этого и нужны куклы или мягкие игрушки в виде животных. От пушистых изделий лучше отказаться: ворс может попасть в дыхательные пути ребенка или спровоцировать аллергию. Прекрасной альтернативой станет, например, вот такая текстильная кукла. Она позволит ребенку задействовать воображение и проявить чувства, ведь ее можно обнимать и целовать.
Зачем: для развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, для запуска речи
Тактильная книга — это многофункциональная игрушка, которая прослужит не один год. Поначалу для малыша это просто яркие картинки и приятные на ощупь тактильные элементы. Толстые страницы с мягкими скругленными краями удобны и безопасны. При регулярном чтении взрослыми можно заметить, что малыш запоминает четверостишья: он или имитирует звуками слова, или активно жестикулирует. Впоследствии можно давать ребенку задания: найти тот или иной предмет на картинке или озвучить, кто как говорит. А еще через пару лет ребенок сможет читать эту книгу сам.
Зачем: для развития координации движений, логики, внимательности, воображения, для ознакомления с цветами и формами, понятиями «больше-меньше»
Это одна из самых популярных игрушек благодаря простоте конструкции. Пирамидка активизирует важные процессы, развивает логику, моторику, интеллект. Малыш знакомится с цветовой палитрой, формами, учится различать предметы по критерию «больше-меньше».
Зачем: для развития координации движений, баланса, логики, внимательности, воображения, для ознакомления с цветами и формами, понятием больше-меньше
Более модный вариант пирамиды (да-да, игрушки тоже подвержены трендам) — дуги. В этом случае ребенок, помимо прочего, тренирует чувство баланса. Собирание радуги требует большой концентрации внимания, поэтому малыш становится гораздо усидчивее.
Зачем: для развития мелкой моторики, смекалки, концентрации внимания, логики, воображения
Малыши тянутся ко всему «как у взрослых», и бизикубик эту потребность закрывает. На гранях игрушки много интересных «взрослых» элементов, привлекающих внимание. Размер кубика делает его идеальным спутником ребенка в поездках.
Зачем: для развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, воображения
Один из самых интересных способов развития мелкой моторики — это пальчиковые краски. С помощью них легко создать первые картины на память: например, отпечатать ладошку малыша и дорисовать ее в рыбку, зайца или цветочек. Позвольте ребенку смешивать оттенки, рисовать некрасиво и грязно. Если переживаете за сохранность мебели и стен, можно творить с ребенком прямо в ванне. Краски сертифицированы и безопасны.
Зачем: для развития мелкой моторики, воображения, логики, реакции, внимательности
Такая игрушка расширяет представление малыша об окружающем мире и развивает его любознательность. А еще лабиринт увлекает надолго: яблочко каждый раз скатывается в разные места, тренируя наблюдательность ребенка. Заинтересованности добавит проговаривание звуков типа «оп», «тр-р-р», «у-у-у».
Зачем: для развития крупной моторики, координации движений, пространственного мышления, ходьбы
В девять месяцев активно включается крупная моторика: малыш учится вставать от опоры и самостоятельно, осознавать себя в пространстве, карабкаться, делать первые шаги и так далее. Тележка-каталка выступает в этом идеальным помощником, попутно тренируя силу и баланс. Кроме того, в тележке можно хранить игрушки или книги, а в дальнейшем — играть в «супермаркет».
Зачем: для развития крупной моторики, координации движений, баланса, пространственного мышления
Месяц-качалка тренирует вестибулярный аппарат ребенка: в нем можно балансировать, перебираться из стороны в сторону. А еще просто отдыхать: так у малыша появляется личное пространство для тихих, спокойных игр. Время наедине с собой также крайне важно для детей.
Зачем: для развития крупной моторики, двигательной активности, гибкости, силы, выносливости, логики, для запуска речи
Треугольник разработан по системе Эмми Пиклер — венгерского педиатра и педагога, главной философией которой было поощрение самостоятельности и свободы движения ребенка. С этим тренажером можно придумать массу интересных и веселых игр. При этом треугольник Пиклера способствует не только физическому развитию ребенка, но и умственному — это логика, пространственное восприятие, понимание причинно-следственных связей и… речь. Да-да, немногие знают, что без крупной моторики ребенок должным образом не заговорит.
Зачем: для развития мелкой моторики, логики, наблюдательности, усидчивости
Набор состоит из коробочки с отверстием и гладких грибочков оптимального размера. Сначала малыш тренирует ловкость и меткость, дальше можно развивать каждую руку отдельно (просить бросать грибочки только левой или только правой). Впоследствии сортер станет первыми счетами ребенка.
Зачем: для развития зрительного восприятия, воображения, логики, усидчивости, для изучения цветов
Это игра открытого типа по системе Монтессори, то есть с этим сортером можно взаимодействовать разными способами. Тут и ловкость (взять шарик ложкой, положить в стаканчик), и мелкая моторика (надеть колпачок), и соотношение цветов (зеленый шарик в зеленый стаканчик), а еще их сравнение, анализ, классификация. Сортер стимулирует и воображение: с гномиками можно придумывать сюжетные игры.
Зачем: для развития мелкой моторики, логики, усидчивости, для понятия формы и соответствия
Мягкие пазлы-вкладыши идеальны в качестве первых логических игр. Гибкие фигурки не только приятны на ощупь. Их также чуть легче доставать, чем, например, деревянные. Пазл изготовлен из 100%-ного силикона, поэтому с ним можно играть даже в ванне.
Мягкие игрушки с длинным ворсом. На них скапливается пыль, которая может вызвать аллергию.
Музыкальные многофункциональные интерактивные игрушки. Кошечки-собачки 100 в 1 на самом деле работают против ребенка: умея все и чуточку больше, они не оставляют детям пространства для воображения.
Говорящие игрушки. Вопреки распространенному мнению, заговорить малышу они не помогут. Для речи ребенку необходимо слышать реальный голос, следить за мимикой, положением губ, чего игрушка дать не может.
Ходунки, толокары, прыгунки. Все это пагубно сказывается на неокрепшем опорно-двигательном аппарате ребенка.
Если товары из этой статьи подорожали или распроданы, переходите по тегам ниже: там вас ждет именно то, что вы ищете. И подпишитесь на телеграм-канал Долями, где новые сокровища появляются каждый день.